Неформальная занятость
ПРОТОКОЛ №2 от 20.12.2024 года заседания рабочей группы межведомственной комиссии Иркутской области по противодействию нелегальной занятости в муниципальном образовании "Тулунский район"
Распоряжение №700-рг от 12.12.2024г. О внесении изменения в состав рабочей группы межведомственной комиссии иркутской области по противодействию нелегальной занятости в муниципальном образовании «Тулунский район»
ПРОТОКОЛ №1 от 11.10.2024г. заседания рабочей группы межведомственной комиссии Иркутской области по противодействию нелегальной занятости в муниципальном образовании "Тулунский район"
Распоряжение №433-рг от 16.08.2024г. О создании рабочей группы межведомственной комиссии Иркутский области по противодействию неформальной занятости в муниципальном образовании "Тулунский район"
ИНФОРМАЦИЯ
работодателям о недопустимости нарушения трудового законодательства
при трудоустройстве работников, расчете и выплате им заработной платы

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений нормативных правовых актов в сфере трудового права, вместе с тем хотим обратить внимание работодателей.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Статьей 56 ТК РФ определено, что трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя.
Несмотря на то, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, заключение трудового договора является необходимым и обязательным действием со стороны работодателя в целях защиты прав работников и соблюдения действующего законодательства.
Нарушение указанных требований влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которой уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Также в настоящее время актуальной является проблема нарушения трудового законодательства в части установления, расчета и выплаты заработной платы работникам.
В соответствии с определением, приведенным в статье 129 ТК РФ, заработная плата представляет собой вознаграждение за труд. Право каждого работника на своевременное получение заработной платы закреплено в статье 2 ТК РФ.
Одним из основных принципов регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В первую очередь необходимо отметить, что согласно статье 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) определяются в трудовом договоре.
Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом отдельные хозяйствующие субъекты с целью снижения затрат идут на нарушение действующего законодательства.
Так, в трудовых договорах может указываться небольшой размер заработный платы, едва превышающий размер минимальной оплаты труда или прожиточного минимума, а остальная зарплата выдается работникам на руки без официального оформления.
Указанное действие является нарушением действующего законодательства и приводит к нарушению не только трудовых прав работника, получающего такую «серую» заработную плату, но и к снижению поступления налога на доходы физических лиц, а также во внебюджетные фонды.
В соответствии со статьей 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается работнику не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Невыплата работодателем заработной платы в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором является нарушением действующего трудового законодательства.
Для работника, получающего зарплату в конверте, законодателем также предусмотрена ответственность. Прежде всего, физическое лицо при получении дохода, с которого не был удержан налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), обязано самостоятельно до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход и до 15 июля уплатить налог в бюджет (подпункт 4 пункта 1, пункт 4 статьи 228 и пункт 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации). Если это не сделано, налоговый орган вправе взыскать с работника НДФЛ, исчисленный с неофициальной части зарплаты, и начислить пени.
Если выплата заработной платы задержана на срок более 15 дней, то в любой день после этого работник может приостановить работу до момента ее выплаты, письменно известив об этом работодателя. Это является одной из форм самозащиты трудовых прав (статья 379 ТК РФ).
Важно отметить, что закон не освобождает работодателя от обязанности выплаты работнику заработной платы даже в том случае, если из-за финансовых трудностей работа организации временно приостановлена.
Проверки соблюдения своевременности выплаты заработной платы на постоянной основе проводятся Государственной инспекцией труда в Иркутской области и органами прокуратуры.
Задержка выплаты заработной платы и другие нарушения оплаты труда влекут за собой материальную, административную и уголовную ответственность.
Материальная ответственность
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) согласно статье 236 ТК РФ.
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Обязанность по выплате денежной компенсации возникает у работодателя с первого дня задержки причитающихся работнику выплат и не обусловлена наличием его вины.
Административная ответственность
Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ лица, допустившие нарушение трудового законодательства, в том числе задержку выплаты заработной платы, могут быть привлечены к административной ответственности в виде:
- предупреждения или штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей – для должностных лиц;
- штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей – для юридических лиц.
Если виновное лицо привлекается повторно за аналогичное нарушение, то ответственность наступает по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ. Наказание по данной норме предусматривает:
- штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
- штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- штраф от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей – для юридических лиц.
Следует отметить, что лицо может быть привлечено к административной ответственности за нарушение, которое влечет дисквалификацию, не позднее одного года со дня совершения такого правонарушения. Такой вывод следует из положений части 3 статьи 4.5 КоАП РФ.
Уголовная ответственность
Отдельно необходимо отметить положения статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) о невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.
В соответствии с указанной нормой частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года (часть 1 статьи 145.1 УК РФ).
Частичная невыплата означает осуществление платежа в размере менее половины суммы, подлежащей выплате (примечание к статье 145.1 УК РФ).
При этом полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем – физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (часть 2 статьи 145.1 УК РФ).
Если невыплаты (частичная или полная) повлекли тяжкие последствия, руководитель организации (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения) может быть привлечен к ответственности в виде штрафа от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишения свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
ПАМЯТКА
ПАМЯТКА
ПАМЯТКА
О НЕДОПУЩЕНИИ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Статьей 56 ТК РФ определено, что трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя .
Нарушение указанных требований влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которой уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

ПАМЯТКА
_Страница_1.jpg)
_Страница_2.jpg)
Уважаемые жители Тулунского района!
Если Вы осуществляете трудовую деятельность, но Ваш работодатель не оформляет с Вами трудовой договор, либо в оформленном трудовом договоре указана получаемая Вами заработная плата не в полном объёме, Вы получаете заработную плату «в конверте», а также работодателем нарушаются другие положения действующего трудового законодательства, по данным вопросам Вы можете обратиться в Администрацию Тулунского муниципального района по телефону «горячей линии» 4-11-62 или заполнить анонимную анкету на официальном сайте Администрации Тулунского района (http://tulunr.irlobl.ru/) в подразделе «Анонимное анкетирование» раздела «Неформальная занятость» и направить на электронную почту: tulraion.ekonomika@mail.ru.
План мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости в муниципальном образовании «Тулунский район» на 2017-2020 годы
Распоряжение №358-рг от 07.09.2017г. Об утверждении Плана мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости в муниципальном образовании «Тулунский район» на 2017-2020 годы
Распоряжение №249-рг от 04.07.2017 г. О контрольных показателях по снижению неформальной занятости в Тулунском муниципальном районе на 2017 год
Неформальная занятость и её последствия.
Проблема неформальной занятости, то есть работа без официального трудоустройства, остается крайне негативной тенденцией в стране. Неформальная занятость и зарплата «в конверте» является одной из самых актуальных проблем в отношениях между работодателем и работником.
Работодатели стремятся держать значительную часть доходов «в тени». Чтобы сэкономить на налогах, многие предприниматели «прячут» часть зарплаты своих наемных работников от официального оформления. Однако последствия теневой занятости достаточно серьезны. От легализации трудовых отношений, их оформления зависят социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение и др.
Неформальная занятость - официально незарегистрированная трудовая деятельность, которая предполагает отсутствие юридического оформления отношений найма или факта самостоятельного обеспечения работой. Неформальная занятость выступает как работа по устной договоренности у юридических или физических лиц либо как незарегистрированное предпринимательство.
Последствия неформальной занятости достаточно серьезны. Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав. Соглашаясь работать неформально, работник рискует: получать заниженную оплату труда; не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем; не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск; не получить оплату листка нетрудоспособности; полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором; получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве; не получить расчет при увольнении и др. На уровне предприятия использование неформальной занятости представляется, на первый взгляд, выгодным, так как приводит к снижению издержек и росту прибыли. Однако, в случае применения к предприятию санкций (штрафов, запретов на деятельность и прочее) эффект может оказаться и негативным. В каждом конкретном случае работодатель сам соизмеряет выгоду от использования неформалов с риском.
При неформальной занятости государство, а как следствие и общество, теряет часть налогов, которую могли бы платить работники и их работодатели при наличии официального оформления трудовых отношений.
Решить эту проблему без участия самих работников, соглашающихся на неформальные трудовые отношения, получающих заработную плату «в конверте», практически невозможно.
Существуют различные методы снижения неформальной занятости. Это и проверки контрольно-надзорных органов, и информационно-разъяснительная работа с работодателями и работниками, а также заключение коллективных договоров в организациях.
Органами местного самоуправления района принимаются меры, направленные на снижение неформальной занятости, легализацию заработной платы, эффективной занятости населения. Осуществляется контроль за состоянием локальных рынков труда. Осуществляет свою деятельность межведомственная рабочая группа по снижению неформальной занятости и вопросам выплаты заработной платы, заседания которой проводятся регулярно.
Если будет установлен факт неофициального трудоустройства, ответственность для работодателя предусмотрена довольна серьезная: административная ответственность – статьёй 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовная – статьёй 199.1 УК РФ. Санкции Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривают не только наложение штрафа на налогового агента, а также принудительные работы и лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса РФ неправомерное не удержание или не перечисление в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа с работодателя в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Для работника, который официально не трудоустроен либо трудовой договор с ним оформлен, но работник получает основную сумму зарплаты в конверте («серая зарплата»), так же предусмотрена налоговая ответственность в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ: неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Уважаемые работники!
Проявляйте активную гражданскую позицию, не идите на поводу у недобросовестных работодателей, уклоняющихся от заключения трудового договора и нарушающих ваши законные права. Проявляйте бдительность и осторожность при вступлении в трудовые отношения, финансовая сторона которых не так «прозрачна», как должна быть.
Уважаемые руководители организаций и предприятий! Индивидуальные предприниматели!
Призываем вас строго соблюдать трудовое законодательство, проявить социальную ответственность и привести в соответствие трудовые отношения с каждым работником, не подвергая себя риску привлечения к установленной законом ответственности, применения санкций со стороны органов надзора и контроля, задуматься о негативных последствиях и сделать правильный выбор.
О фактах нелегальных трудовых отношениях можно сообщить в Администрацию Тулунского муниципального района по телефону горячей линии 8(39530)4-11-62
Скажи «НЕТ!» нелегальным трудовым отношениям
Сегодня попадаются недобросовестные работодатели, осуществляющие прием на работу работников без оформления трудовых договоров либо фиктивно оформляющие трудовые договора, в которых намеренно занижается ставка и размер официальной оплаты труда, заработная плата или её часть выплачивается «в конверте», что является нарушением трудового законодательства.
Минусы нелегальных трудовых отношений
Прежде всего, работодатель может не оплатить декретный, больничный отпуск, вы также можете остаться без премий, различных надбавок и доплат.
Кроме этого, работодатель вполне может не оплатить вам переработку, задержать зарплату или же вовсе оставить вас без заработанных денег.
Ваша заработная плата и стаж на такой работе не будут учитываться при начислении пенсии.
При получении травмы на рабочем месте, работодатель может оставить вас без материальной компенсации.
Не оплачивая подоходный налог работник не сможет вернуть 13 % при затратах на крупную покупку или дорогостоящее лечение.
При поломке дорогостоящего оборудования покрывать убыток работник будет сам.
При увольнении компания обязана выдать официальным сотрудникам справки об уплаченных взносах. Исходя из этих данных, новый работодатель будет оплачивать работнику пособия и больничные. Если вы получали «черную» зарплату, справку вам не выдадут, и все суммы будут рассчитываться на новом месте работы в минимальном размере.
Последствия для работодателя за неофициальное трудоустройство
Работодатель обязан заключить трудовой договор с работником, а также выполнить все действия, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ при приеме сотрудника на работу, их невыполнение грозит работодателю установленным законом наказанием.
Так, за нарушение законодательства о труде и его охране (ст. 5.27 КоАП РФ) на работодателя могут наложить административный штраф или на определенный срок приостановить его деятельность.
Также работодателю, который не исполняет обязанности налогового агента, грозит уголовная ответственность по ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ. Санкция данной статьи помимо крупного штрафа предусматривает также лишение свободы до двух лет.
Минусы «серой и черной» заработной платы
Для лиц, которые не могут представить справку 2 НДФЛ или имеют низкий заработок, в банках выдаются небольшие займы с высокой кредитной ставкой.
С суммы официальных выплат сотрудникам компании работодатель обязан платить из собственных средств, взносы в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. Размер будущей пенсии напрямую зависит от отчислений с оплаты труда в пенсионный фонд. Так как работодатель не перечисляет взносы с «черной» зарплаты, сотрудник рискует получать в будущем минимальную пенсию.
Все пособия, связанные с беременностью, родами и уходом за детьми, рассчитываются исходя из средней официальной суммы оплаты труда за 2 последних календарных года. Также суммы больничных исчисляются на основании «белой» зарплаты. Если компания откажется выплачивать вам положенные деньги, вы не сможете обратиться ни в ФСС, ни в суд, т.к. юридически вы не являетесь сотрудником организации, и работодатель не несет перед вами никакой ответственности, ведь в вашей трудовой не будет записи о приеме на работу.
В связи с чем, согласно рекомендации Министерства труда и занятости Иркутской области, Администрацией Тулунского муниципального района создана и осуществляет деятельность районная межведомственная комиссия по обеспечению прав граждан на вознаграждение на труд. Состав данной комиссии и положение о комиссии утверждены постановлением администрации Тулунского муниципального района от 20.06.2014 г. № 81-пг.
В состав комиссии включены представители Администрации Тулунского муниципального района, Государственной инспекции труда в Иркутской области, Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области, Управления Пенсионного фонда РФ в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области, Филиала № 15 Государственного учреждения – Иркутского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации.
Основными задачами комиссии являются:
- разработка предложений по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд;
- поддержание стратегии по снижению дифференциации в уровнях заработной платы.
Комиссия осуществляет следующие функции:
- исследует, проводит анализ и обобщает информацию по вопросам возникновения просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам организаций муниципального образования «Тулунский район»;
- рассматривает информацию представителя Государственной инспекции труда в Иркутской области и членов комиссии о нарушениях, выявленных в организациях, расположенных на территории Тулунского муниципального района, в ходе проверок, и о мерах, принятых для обеспечения своевременной выплаты заработной платы;
- направляет в соответствующие органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства информацию и иные материалы о выявленных нарушениях трудового законодательства;
- разрабатывает предложения по совершенствованию муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Тулунского муниципального района, организаций, содержащих нормы трудового права;
- рассматривает доклады и информацию по вопросам уровня заработной платы и вырабатывает рекомендации по снижению межотраслевой дифференциации.
Разработан и утверждён постановлением администрации Тулунского муниципального района от 28.01.2015 г. № 67-рг План мероприятий, направленных на снижение неформальной занятости, легализации заработной платы и трудовых отношений работников организаций, расположенных на территории муниципального образования «Тулунский район».
Новости
Встать на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД) можно без посещения налоговой инспекции. Необходимо только зарегистрироваться через мобильное приложение ФНС России или личны...
08 февраля 2025 12:35
6 февраля в новой школе-саду деревни Евдокимова Тулунского района, которая была построена взамен пострадавшей от разрушительного наводнения в 2019 году, прошло мероприятие, посвященное ее открытию.
07 февраля 2025 16:07
6 февраля в рамках региональной недели Тулунский район с рабочим визитом посетили депутат Государственной Думы РФ Сергей Тен и депутат Законодательного Собрания Иркутской области Юрий Козлов.
07 февраля 2025 09:14